Это второе произведение Умберто Эко, которое я прочитал. Наверно глупо описывать, саму книгу,сюжет, содержание, я просто попробую высказать те мысли и переживания которые она вызвала. Маятник Фуко мне показался очень многослойным произведение, которое очень тяжело читать из-за нагромождения неизвестных фактов. Хотя возможно тут вопрос просто о моем образовании в которое не входило детально изучение религии и жизни средневековой Европы со всеми течениями и настроениями. От себя добавлю, что без гугла вам не обойтись, хотя для того чтобы понимать о чем ведется речь, в силу этого книга читается очень медленно. Но мелкие детали придают настроение и погружают в атмосферу, настолько что первое время у меня не исчезали ассоциации с «Собором Парижской Богоматери» Виктора Гюго, который тоже наполнен, детальным описанием архитектурной составляющей. Чтение становится медленным и не торопливым, быстрая интрига постепенно растворяется и начинает виться клубком змей в ногах сплетая хитрые узоры, все больше и больше накаляя атмосферу.
Первая мысль которая мне пришла в голову после прочтения это различия мира мужчин и женщин, последние по тонкому намеку Эко твердо стоят на ногах и своими нежными руками удерживают мужчин, которые в своих мыслях и фантазиях стремятся далеко, далеко. Конечно не все женские образы такие, я описал только один, но в романе их вырисовывается три. Очень четких и очень различных: «роковая женщина» женщина что есть женщина пробуждение страсти и греха, потакающая своим желаниям, естественная и первозданная, но мастер своей жестокой рукой оставляет её в прошлом принося в жертву пропалывая в жерновах времени. Еще один образ женщины потерявшей самоидентификации, которую пугает собственное женское начало от которого она стремительно бежит.
Второй мыслью было, то что наши собственные мысли потеряв границу приводят нас к сумашествию. Они разрывают догмы и границу отрывая человека от земли и тот становится невесомым и парит, парит, парит. Уже не существует истории, истина и вымысел неотличимы, да к тому же смешались и выдают новые идеи, которые все сильнее вращают потерявшее равновесие тело.
Еще одной мыслью стал потрясающий экскурс в историю, которую можно трактовать как угодно, как угодно читающему. Придавать любой смысл которых захочется. Смешение культур, религий, язычества и эзотерики порой порождает просто удивительные результаты. Разоблачение оккультных наук, теорий заговоров, это наверное один из основных сюжетов книги, по крайней мере этот слой лежит на поверхности.
Стеб и ирония. Вот еще что становится очевидным. Стеб и ирония над событиями и ритуалами, над оккультизмом, не всегда явно поданы, но все-равно очевидные настолько, что чтение некоторых страниц вызывает улыбку. Все выглядит настолько глупо и нелепо, что становится понятно, что автору немного жаль своих героев с головой погрузившихся в «План».
Про мужские персонажи не сказано ничего, но они стоят, того чтобы о них прочитали вы сами, но их тоже три Бельбо, Диоталлеви и Казобон, как женских образов. Все они различны и даже автор их раскрывает по разному, погружаю в атмосферу заговоров.
Must Read как говорится!